Разработка открытого урока по русскому языку в 5 «А» классе СШ №10 а.Фарфоровый Целиноградского района Акмолинской области.
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Батабекова Гулбакирам Жайдархановна.
Тема: «Зима». Обобщающий урок развития речи.
Цель:
1. Активизировать и обогащать знания учащихся об изменениях в неживой и живой природе в зимний период.
2. Закреплять умения выявлять взаимосвязи в природе зимой.
3. Развивать речь, пополнять словарный запас языка.
4. Развивать внимание, память, логическое мышление.
5. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и коммуникативных способностей.
Оборудование.
1. Интерактивная доска.
2. Слайды.
3. Маркерные доски, маркеры.
Ход урока:
1. Мотивация. Я желаю тебе!
(Психологическая минутка: Пожелание своим друзьям и учителю).
Пожелание учителя: Я желаю Вам всем крепкого здоровья, и всего самого наилучшего!
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы будем говорить об одним из красивых времен года - о зиме!
(Слайд 1)
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Какому времени года посвящено стихотворение Федора Ивановича Тютчева?
Наша игра называется «Зимушка-Зима».
Игра состоит из следующих разделов:
- Прогноз погоды;
- Клуб путешественников;
- Диалоги с животными;
- Зимние радости.
А вам, как участникам игры предстоит вспомнить признаки зимы, рассказать о жизни растений, животных, об особенностях, происходящих в жизни людей в зимний период.
Разделить класс в 2 группы.
2. Закрепление знаний об изменениях в зимней природе.
А) Представляем вашему вниманию первую программу
«Прогноз погоды».
Вы - синоптики и ведете наблюдения за погодой. Каждая группа будет работать на маркерных досках и составлять описание, определять погоду дня.
А группа-оппонент послушает и определяет, о каком месяце идет речь.
Б) Отгадайте загадки (Слайды):
1. Год кончает – зиму начинает.
2. Году начало – зиме середина.
3. Зиму замыкает – новому сезону дорожку показывает.
- Объедините эти месяца, одним словом. (Зима)
«Зимние загадки»:
Снег, мороз, сосулька, лед, вьюга.
В) А теперь вспомните и расскажите, какие изменения зимой происходят в неживой и живой природе и как они влияют на живую природу и человека. (Работа на маркерной доске).
Поможет вам в этом следующий план:
1. Продолжительность дня;
2. Температура воздуха;
3. Жизнь растений;
4. Жизнь животных;
5. Труд людей.
Итак, наши ответы напомнили нашим зрителям о признаках зимы.
Физминутка для глаз.
Г) «Клуб путешественников»
Вы – путешественники. Расскажите нам о своих зимних радостях.
Работа на маркерной доске.
Д). Конкурс знатоков русской литературы.
Каждая команда получает конверт с заданиями. Время работы 5 минут.
1 раздел
1. Какой бывает снег?
2. Расскажите одно стихотворение о зиме наизусть?
3. Какие песни севера поет зима?
2 раздел
1. Подбери прилагательные, которые можно использовать для описания зимнего леса: густой, шумный, тихий, окутанный, зеленый, веселый, темный, светлый, неподвижный.
Физминутка
«Где как здороваются».
Е) «Диалоги с животными о зиме»
Что такое диалог?
Задание
1. Диалог с вороном.
Задание
2. Диалог с зайцем.
3, Домашнее задание: Составьте кроссворды на тему «Зима и дети».
Рефлексия.
4. Итог урока