Тема: «Зима». Обобщающий
урок развития речи.
Цель:
1. Активизировать и
обогащать знания учащихся об изменениях в неживой и живой природе в зимний
период.
2. Закреплять умения выявлять взаимосвязи
в природе
зимой.
3. Развивать речь, пополнять словарный
запас языка.
4. Развивать внимание, память, логическое
мышление.
5. Воспитывать чувство товарищества,
взаимопомощи и
коммуникативных способностей.
Оборудование.
1. Интерактивная
доска.
2. Слайды.
3. Маркерные
доски, маркеры.
Ход урока:
1. Мотивация.
Я желаю тебе!
(Психологическая минутка: Пожелание своим
друзьям и учителю).
Пожелание учителя: Я желаю Вам всем
крепкого здоровья, и всего самого наилучшего!
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы будем говорить об одним из
красивых времен года- о зиме!
(Слайд 1)
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Какому времени года посвящено
стихотворение Федора Ивановича Тютчева?
Наша игра называется «Зимушка-Зима».
Игра
состоит из следующих разделов:
-Прогноз погоды;
-Клуб путешественников;
- Диалоги с животными;
-Зимние радости.
А вам, как участникам игры предстоит
вспомнить
признаки зимы, рассказать о жизни растений,
животных, об особенностях, происходящих в жизни людей в зимний период.
Разделить класс в 2 группы.
2. Закрепление знаний об изменениях в зимней
природе.
А)Представляем вашему вниманию первую
программу
«Прогноз погоды».
Вы
- синоптики и ведете наблюдения за погодой.
Каждая
группа будет работать на маркерных досках
и составлять описание, определять погоду дня.
А
группа-оппонент послушает и определяет, о каком месяце идет речь.
Б)
Отгадайте загадки (Слайды):
1.
Год кончает – зиму начинает.
2.
Году начало – зиме середина.
3.Зиму замыкает – новому сезону дорожку показывает.
-
Объедините эти месяца, одним словом. (Зима)
«Зимние
загадки»:
Снег,
мороз, сосулька, лед, вьюга.
В)А теперь вспомните и
расскажите, какие изменения зимой происходят в неживой и живой природе и как
они влияют на живую природу и человека. (Работа на маркерной доске).
Поможет
вам в этом следующий план:
1.
Продолжительность дня;
2.
Температура воздуха;
3.
Жизнь растений;
4.
Жизнь животных;
5.
Труд людей.
Итак,
наши ответы напомнили нашим зрителям о признаках зимы.
Физминутка для глаз.
Г) «Клуб
путешественников»
Вы
– путешественники. Расскажите нам о своих зимних радостях.
Работа
на маркерной доске.
Д). Конкурс знатоков
русской литературы.
Каждая
команда получает конверт с заданиями. Время работы 5 минут.
1 раздел
1. Какой
бывает снег?
2. Расскажите
одно стихотворение о зиме наизусть?
3.Какие
песни севера поет зима?
2
раздел
1.
Подбери прилагательные, которые можно использовать
для
описания зимнего леса: густой, шумный,
тихий, окутанный, зеленый, веселый, темный, светлый, неподвижный.
Физминутка
«Где
как здороваются».
Е)«Диалоги с животными
о зиме»
Что
такое диалог?
Задание
1.
Диалог
с вороном.
Задание
2.
Диалог
с зайцем.
3, Домашнее
задание: Составьте кроссворды на тему «Зима
и дети».
Рефлексия.
4. Итог
урока