Цель: воспитывать
чувство толерантности в классном коллективе.
Задачи:
формировать
нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
формировать
у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
формировать
умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою
неправоту в случае ошибки.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие
гости и ребята. Сегодня наш классный час
проходит под девизом «Стать добрым волшебником, ну-ка попробуй!» Ты живешь на
свете не один, а среди людей. Твои поступки могут радовать или огорчать. Да что поступки, даже одко слово
может ранить. Недаром говорят: «Слово лечит, слово и калечит». Как вы это
понимаете?
Ученик. Друзья
мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру,
Продляйте добрым словом жизнь людей.
Учитель: Какие добрые дела
можем совершить мы, чтобы людям, которые живут рядом с нами, они принесли
радость. У меня в руках «Чаша доброты». Она до краев наполнена чистой
родниковой водой. Давайте передадим «ДОБРО» по кругу, казывая при этом одно
доброе дело, сделанное вами или, что вы сможете сделать доброго для других.
Например: для своих родных, друзей, соседей и просто для окружающих. Стараемся
так передавать чашу, чтобы ни одна капелька добра не гіролилась. И так передаём
«ДОБРО» по кругу. Дети, встав в круг, передают «Чашу доброты» друг другу.
Учитель: Вот видите, сколько
добрых дел многие из вас уже совершили, а, сколько можно ещё сделать доброго,
если быть внимательными к окружающим вас людям. Мы живем среди людей и
отношение к ним должно быть добрым, внимательным.
Сколько помнит себя человечество, столько же и пытается
ответить на «вечные вопросы» -как жить? Зачем жить?. В какой - то момент своей
жизни каждый думает об этом. А юность чаще всего перед молодыми людьми ставит
такие вопросы:
Презентация «
Про дружбу».
Таня:
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
-
Ребята, о чем это стихотворение?
Самый
прекрасный подарок после мудрости,
которым
могла бы одарить нас природа, - это дружба.
-
Тема нашего занятия “Дружба дороже
богатства”.
-
Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая
чаша перевесит? Что важнее?
-
Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно
закончатся, а дружба остается навсегда.
-
Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной
привязанности, общности интересов.
В
словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая
приязнь».
-
Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло?
Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».
Сабина:
Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
-
Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что
вас окружают друзья?
-
С любым ли человеком дружат?
-
А каким должен быть настоящий друг?
-
Называем качества друга (я записываю): доброта,
отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…
Танец «Дружба».
Учитель: Игра: Ребята, а у вас есть друзья? Вспомннте о своем друге.
Я буду называть качества - вы выбираете те, которыми должен
обладать ваш лучший друг? (сигнал - хлопок в ладоши)
(Добрый, робкий, счастливый, веселый, умный, скупой,
дружелюбный, честный, жадный, красивый, жизнерадостный, грустный, обидчивый,
справедливый, правдивый, интересный
собеседник, капризный, откровенный, задира, чуткий,
легкомысленный, отзывчивый, умеющий хранить тайну).
Вот каким вам представляется друг.
Думаю эти качества можете и должны найти в себе, ведь вы тоже
чьи-то друзья.
ПЕСНЯ “
Настоящий друг ”
Ирина:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!
-
Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень
расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).
-
Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.
-
У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. Вспомните, какое?
Ульяна:
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
Алтын:
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.
Учитель: Самые близкие люди, которые всегда рядом с вами - это ваши
родители, бабушки,
дедушки. Ребята, с чем приходится сталкиваться: с вашей
ленью, грубостью, несдержанностью, капризами, претензиями. Как нелегко это видеть вашим родителям. И как
обидно им порой бывает! Как же
этого избежать? Как сделать так, чтобы в
дом вы несли тепло, сердечную благодарность, искреннюю привязанность, участие и
понимание?
Будьте ласковы с ними. Когда родители приходят усталые с
работы, спроси, чем ты им можешь
помочь: что-нибудь прикести, накрытъ на стол. А если кто-то
из взрослых отдыхает, то ке
шумите, оберегайте их отдых.
Учитель. Уходя из дома, скажи, куда идешь и когда вернешься.
Будь точен, не заставляй себя ждать.
Всегда помни, что тебя ждут дома, о тебе волнуются.
Заранее предупреди, что можешь задержаться в школе.
Тест: «Хороший ли ты друг»
Учитель: Определить, умеете ли вы дружить, вам поможет тест. Я буду зачитывает по
пунктам утверждения теста, а вам на своих листочках нужно написать номер
утверждения и ответ: «да» или «нет», Можно зашифровать свои ответы. Например, вместо
«да» рисовать квадрат, «нет» -треугольник. или любые только вам понятные знаки.
Тогда вы будете чувствовать себя намного свободнее и ваши ответы будут более
искренними. Главное - не запутаться в знаках:
- Мое отношение к
друзьям изменчиво и зависит от моего настроения.
- Я не люблю откровенничать с друзьями.
- Если я что-то делаю
для кого-то хорошее, то мне хочется, чтобы об этом узнал весь мир.
- Я часто требую
помощи от других.
- Чувство зависти
мешает мне хвалить друзей.
- В общении с людьми я пытаюсь добиться
преимущества, пытаюсь показать себя лучше, умнее других.
- Я стремлюсь быть в
центре внимания.
- Только тогда я
получаю истинное удовольствие от общения.
- Мне довольно трудно
удержаться от того, чтобы не поделиться с другими секретом, который мне доверил друг.
- Я часто даю
обещания, которые не выполняю.
- Я часто критикую
друзей.
- Мне кажется, что я
должен указать на их ошибки, чтобы они их
исправили.
- Я стараюсь остаться
в стороне, когда мои друзья оказываются в сложной ситуации, хотя я благодаен
друзьям, когда они помогают мне.
Теперь взгляните
на свой листочек с ответами. Чем больше в нем ответов «да», тем больше
необходимости в работе над собой. Человек, которому свойственны все
перечисленные в тесте качества и стремления, никогда не сможет стать хорошим
другом. Такой человек рискует остатьск в одиночестве, стать неудачкнком,
сделать несчастливым себя, а заодно и близких ему людей.
В конце нашей
беседы я вам раздам памятки «Я хочу быть хорошим другом. Для этого мне стоит
избавиться от того, что...». В этой памятке будут перечислены все пункты этого
теста, чтобы вы дома в спокойной обстаковкс смогля болсс вккматслько их
прочятать и обвссти тс пункты, над которыми вам предстоит поработать. Было бы
неплохо, если бы родители прочитали эту памятку и высказали свое мнение по
поводу того, какие из этих проявлений их беспокоят в вашем поведении более
всего. Пусть эта памятка будет у вас всегда перед глазами, тогда ваша работа над
собой будет постоянной и целенаправленной.
Я уверена, что работа над собой поможет вам стать хорошими
друзьями. Вы почувствуете, что людям с вами легко, интересно, комфортно
общаться. У вас появятся хорошие, надежные друзья. Учитель. У кого из вас был подобный
случай? (Ответы детей.) Не забудь поздравить с праздником, с днем рождения
своих близких, иодруг, друзей. Особенио будь внимательньш, если кю-ю заболел,
сам старайся догадаться, где нужна твоя помощь. Навести больного друга, помоги
тому, кому трудно. Вспомните, что некоторые ребята из нашего класса болели. Кто
из вас навещал их? (Ответы ребят)
-
Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных
ситуаций.
СИТУАЦИИ
1.
Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных,
начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их
лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире.
Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
-
Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
2. “Плохо”.
Собака
яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору,
сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно
мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула
женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула
мальчикам:
-
Как вам не стыдно!
-
А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
-
Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
-
Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?
3.
Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера
поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула
впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на
случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа
этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо
смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей
девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто
ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее
набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к
Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
-
Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
-
Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?
ПЕСНЯ “Все мы
делим пополам”
-
О дружбе сложено много пословиц. Пословицы рассыпались. Их необходимо
собрать. Объяснить смысл.
Друзья познаются в беде.
Друга на деньги не купишь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Старый друг лучше новых двух.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Чтец:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
-
Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
-
Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так,
поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс
не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
-
Каких карточек больше?
-
На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Сейчас
я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить.
Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться.
Законы дружбы.
1.
Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и
горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в
трудную минуту – предать его.
2.
Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг
друга.
3.
Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже
твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4.
Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради
тебя.
5.
Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6.
Подлинная дружба несовместима с расчетом.
7.
Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг
предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
ПЕСНЯ “Ты, да я,
да мы с тобой”
-
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту,
ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства».
Спасибо за занятие.